| |
Мы в Facebook |
К списку техник... Мемориальные сооруженияМемориальные сооружения, в широком смысле — любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, мазар, арка триумфальная, колонна, обелиск, храм; в современной практике — архитектурно-скульптурные комплексы (иногда включающие в себя произведения и др. видов искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 — 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов — национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл.; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842—63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885—1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл.; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898—1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10—30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914—18), связанные с традициями «модерна» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда — использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924—1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл.; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934—38, скульптор и архитектор И. Мештрович, комплекс в Тыргу-Жиу, 1937—38, скульптор и архитектор К. Брынкуши). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914—22, архитектор Г. Бэкон, и Т. Джефферсона, 1939—41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба — в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939—45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960—1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., в Заксенхаузене, 1956—60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956—59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все — архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, — памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949—52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959—60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении — с закономерностями застройки. |
Все права зарезервированы © 2003-2024 Web Галерея ARTpaint Разработка: VAG |