случайная работа
Шалва Лондаридзе

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

Инвестиции в искусство: Как сколотить состояние на арт-рынке

2011.12.01 Источник: rbc.ru

Как сколотить состояние на арт-рынкеСреди разнообразных способов вложить деньги в товары класса люкс этот - самый красивый. Но в то же время инвестиции в предметы искусства могут оказаться весьма хлопотным мероприятием, а риски в этой области настолько специфические, что без поддержки проверенных компетентных специалистов с безупречной репутацией на артрынке не обойтись. При благополучном сценарии можно не только сохранить деньги и получить в обществе престижный статус коллекционера искусства, но и существенно увеличить вложенный капитал.

В 2010 году компании Capgemini и Merrill Lynch опросили 1200 управляющих активами, которые обслуживают 150 тысяч миллионеров из 71 страны. Выводы доклада The World Wealth Report 2010 оказались удивительными. 29,8 % респондентов заявили, что их клиенты предпочитают инвестировать в искусство. Но согласно тому же докладу, более половины миллионеров упрекают арт-рынок в непрозрачности. Коллекционирование представляется им очень сложным инвестициионым инструментом. Может быть поэтому до 70% покупателей не стремятся получить доход от таких имиджевых покупок для души. Похожим образом обстоит ситуация и в России. "Если понаблюдать за сотней самых богатых людей нашей страны, то выяснится, что 80 из них коллекционируют, а 50 - коллекционируют много", - дает оценочные цифры глава аукциона "Совком" Юрий Тюхтин.

Но если человек только подумывает о том, чтобы начать собирать искусство, если он готов покупать работы стоимостью от полумиллиона долларов, ему следует задуматься, как не потерять часть этих денег, когда артрынок в очередной раз будет показывать снижение. Да-да, несмотря на относительную стабильность рынка искусства общие экономические закономерности работают и в отношении вечных ценностей. Коллекционеры, арт-дилеры, художники и руководство аукционов еще помнят 2009 год, когда произведения некоторых художников (за предыдущие годы вырасшие в цене на сотни процентов), лишились чуть не половины стоимости. Как избежать подобных ошибок?

"В кризисный 2009 год сильно упали в цене средние художники и посредственные работы известных авторов", - говорит Юрий Тюхтин. Эксперты отмечают, что цены на действительно значимые произведения или вовсе не пострадали от кризиса, или продолжили рост, пусть и скромный. Но как в беспредельном разнообразии художественных ценностей распознать те, что не только будут радовать глаз и самолюбие владельца, но и окажутся выгодным вложением средств?

Стоит сказать о том, что арт-рынок, как в мире, так и в России постепенно отходит от обвалов 2009 года. Одни эксперы оценивают нынешнюю ситуацию оптимистично, другие склонны к более осторожным пронозам. В то время как средний ценовой сегмент до сих пор не восстановил потерянных позиций, шедевры стоимостью от полумиллиона долларов показывают уверенный рост. "Главный показатель рынка - средневзвешенная ликвидность по повторным продажам выросла с - 0,4% в 2004 году до + 5,88% в 2011 году, - говорит управляющий директор Skate's Art Market Reserch Сергей Скатерщиков. - Если рассматривать 5000 самых дорогих произведений, то рост цен очевиден". Леонид Шишкин, глава аукционного дома "Шишкин" считает, что на данный момент арт-рынок отыграл 30-50% по сравнению с кризисным дном. Однако директор портала Artinvestment.ru Константин Бабулин приводит другой, не менее важный показатель - индекс покупательской активности. "Еще во время прошлого кризиса мы заметили, что снижение индекса покупательской активности - это признак того, что где-то через полгода начнут падать цены, - рассказывает эксперт. - Сейчас этот показатель в мире стоит на месте, а в России снижается. Каким образом будет развиваться ситуация во вногом зависит от торгов на крупных аукционных площадках". Будем надеяться, что в ближайшее время зарубежный арт-рынок хоть немного оживится, заставив покупать и российских коллекционеров. Но даже если сильного роста в ближайшее время не будет, все равно при правильном выборе произведения искусства смогут если не преумножить вложенный в них капитал, то хотя бы сохранить его.

"Прежде всего, - отмечает Константин Бабулин - надо понимать, что у любого, даже великого художника есть сильные работы, а есть - посредственные. Поэтому не стоит поддаваться моде и покупать по аналогии". Если шедевр был продан на Sothebey's за рекордную сумму, это означает всего лишь появление кратковременного интереса к этому художнику, но не означает, что цены на все его работы, даже заурядные, автоматически пойдут вверх. Источником достоверной информации об инвестиционном потенциале той или иной работы может служить лишь детальный анализ индексов аукционных продаж, причем как по всем работам художника, так и по конкретному произведению. "Экономические трудности последних лет привели к тому, что в продаже появляются великие работы, - рассказывает Леонид Шишкин. - Но несмотря на неоднозначную конъюктуру, все эти вещи продаются с превышением. Это значит, что рынок движется в топ-лотах и именно на них стоит обращать внимание". А шедевры по определению не могут стоить дешево.

Предложенная нами условная сумма в 300 тысяч долларов развеселила опрошенных экспертов. "300 тысяч долларов - это деньги, с одной стороны, нормальные, с другой - маленькие, - недоумевает Константин Бабулин. - Для приобретения русского авангарда (Кандинского, Малевича), который является привлекательным инвестиционным направлением, такой суммы недостаточно. За эти деньги можно купить шестидесятников, работы которых сильно упали в цене. Но купить можно, а продать потом, тем более с выгодной для себя, будет сложно. Что касается мирового искусства, то там в пределах такой суммы ориентироваться проще: у того же Мураками есть хорошие работы за нормальные деньги".

Сколь бы незначительна была предложенная сумма, Леонид Тюхтин советует ее разбить и потратить 100 тысяч на графику, "которая сейчас актуальна и показывает стабильный рост". "Еще 100 тысяч можно вложить в современных художников, имена которых гремели 2-3 года назад, - предлагает эксперт. - Оставшиеся деньги можно потратить на работы советских художников, но не увлекаться хрестоматийным соцреализмом, мода на который уже проходит".

Сергей Скатерщиков, оговорившись, что это против правил инвестирования, предложил вложить всю сумму в одну работу. Какую бы стратегию вы ни избрали, ясно одно: сейчас, чтобы получить эффект от инвестиций в искусство, необходима сумма от 500 тысяч долларов, а также стремление сконцентрироваться на поиске великих работ.

При этом эксперты не советуют начинающему коллекционеру использовать иные инстурменты, кроме аукционов. При этом покупать искусство на торгах гораздо (иногда - немного) дороже, чем через арт-дилеров. Если цена лота ниже 100 тысяч долларов, надо быть готовым к тому, что комиссионные аукциона могут достигать 25%. За продажу дорогих работ с эстимейтом от миллиона аукционы, как правило, берут 10-15%. Однако оплачивая процент аукционного дома, вы готовите ее к последующей перепродаже: продать вещь, купленную на торгах будет гораздо проще, чем работу, приобретенную через арт-дилера.

Начинающим коллекционерам эксперты советуют обходить арт-дилеров стороной: они не несут материальной отвественности за сделку. И в случае, если работа окажется не аутентичной, вернуть потраченные деньги будет невозможно. К тому же покупка на аукционе практически исключает риск титула. Так в среде коллекционеров называют ситуацию, когда в качестве продавца выступает человек, которому произведение на самом деле не принадлежит. Вторым самым безопасным способом приобретения предметов искусства является покупка непосредственно у галерей. Однако и в этом случае от неаутентичных вещей уберечься на 100% нельзя.

Между тем, проблема подделок является чуть ли не главной на арт-рынке. Причем от нее не застрахованы ни знатоки искусства, ни участники торгов самых известных аукционов. В практике неоднокрутно происходили случаи, когда эксперты Третьяковской галереи подтверждали подлинность работы, а сотрудники другого музея или независимые эксперты говорили об обратном. Единственный способ обезопасить себя от покупки неаутентичной работы - самостоятельно собрать макисимум свидетельств ее подлинности. "Если речь идет о работе нашего современника, то обязательно необходимо лично встретиться или, по крайней мере, связаться с художником и засвидетельствовать его авторство именно этого произведения, - уверен Сергей Скатерщиков. - Если же планируется покупка умершего художника, то необходимо пристально изучить провенанс, поднять историю владения работой, изучить, на каких аукционах она продавалась, в каких галереях выставлялась".

Но главное правило в том, что при оценке произведения искусства ни в коем случае нельзя опираться на мнение одного эксперта, сколь бы авторитетным он ни был. Даже если это специалист Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, хотя экспертам этой организации в мире искусства доверяют почти безоговорочно. "Эта организация была создана специально для того, чтобы примирить множество точек зрения, - рассказывает Константин Бабулин. - Ведущие галереи мира путем голосования отобрали экспертов, мнение которых и считается теперь наиболее авторитетным".

Главное, что необходимо понять про этот инвестиционный инструмент: вы покупаете произведения искусства. Не стоит к таким приобретениям относиться исключительно как к материальным ценностям. Их ценность настолько условна, что иногда способна ускользать даже от экспертов. Поэтому если уж решились таким образом вложить деньги, попытайтесь досканально изучить эту область, а не доверять всю работу консультантам и помощникам.

По материалам rbc.ru