случайная работа
Лавра весной 2005г.
Гальчинская Ольга
Лавра весной 2005г.
500*700
холст,масло

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

Покупка предметов искусства в 2011 году была выгоднее чем вложения в фондовый рынок

2012.01.12 Источник: expert.ru

Арт-рынок бросил вызов экономическому кризисуИндекс Mei Moses All Art, главный барометр искусства, который рассчитывается на основе цен на картины, проданные в Нью-Йорке и Лондоне, обогнал американский фондовый индекс S&P 500 примерно на 9 процентных пунктов. Разрыв между индикаторами стал крупнейшим с 2008 года и обусловлен значительным увеличением китайского спроса на предметы искусства и высокими ценами на работы известных живописцев, таких как Энди Уорхол. Например, картина «Знак доллара» этого автора была продана за 698,5 тыс. долларов в 2011 году, будучи купленной за 27 тыс. 23 года назад.

 

Mei Moses обгонял S&P 500 в течение шести из последних 10 лет, средняя рентабельность инвестиций в искусство составляет 7,8% по сравнению с 2,7% у американского индекса. Mei Moses учитывает цены, по которым отдельные произведения искусства продаются в течение длительного времени, также принимаются во внимание повторные продажи. «Цены на искусство не коррелируют с колебаниями на фондовых рынках, но, как правило, соответствуют изменениям в формировании богатства и разорениях. Я не удивлен этим ростом, так как мы не видим снижения количества богатых людей в 2008-2009 годах», – отметил Майкл Мозес, создатель индекса. Частично такая ситуация связана с тем, что инвесторы ищут альтернативные «безопасные» инструменты для вложений – в нынешний неспокойный период в мировой экономике, соглашается начальник аналитического отдела ИК «Грандис капитал» Денис Барабанов.

Индекс искусства продемонстрировал значительный рост благодаря спросу на китайские традиционные произведения живописи, которые выросли в цене на 20,6% за 2011 год, так как инвесторы КНР стремились репатриировать культурные ценности, которые были проданы западным инвесторам, в страну. «В Китае есть большое количество богатых. И они хотят показать эти ценные работы друзьям», – говорит Филип Хоффман, исполнительный директор Fine Art Fund Group, инвестиционный менеджер, специализирующийся на искусстве и управляющий фондом в размере 100 млн долларов.

Основной спрос на предметы искусства действительно поддерживался покупателями из России, Азии и Ближнего Востока. По словам аналитика УК «Солид менеджмент» Максима Семянина, обусловлено это тем, что на Западе культура оборота предметов искусства и целенаправленного инвестирования в них давно развита, а в указанных регионах люди, способные делать подобные покупки, только втягиваются в этот процесс.

Не последнее место в росте спроса играет и нестабильность в мировой экономике, зачастую люди, инвестирующие в финансовые рынки, одновременно являются покупателями предметов искусства. Потому многие из них переводят деньги из финансовых активов в нефинансовые, рассчитывая на сохранение средств.

Относительная устойчивость арт-рынка принесла облегчение коллекционерам, которые пострадали от краха цен на предметы искусства после финансового кризиса. Тем не менее Майкл Мозес предупреждает, что признаки замедления роста мировой экономики начали оказывать давление на настроения инвесторов в рынок предметов искусства. «Современные экономические условия сделали инвесторов в искусство гораздо более осторожными и, следовательно, умерили их энтузиазм, в результате чего рост окажется несколько ниже, – сказал он. – Если экономика продолжит стагнацию, мы сможем видеть темные дни для коллекционеров».

При этом инвестировать в столь интересные предметы искусства тоже надо осторожно: тут есть и свои риски, предупреждают эксперты. Например, подобные операции довольно сомнительны ввиду того, что индекс предметов искусства хоть и растет, но спрогнозировать поведение цен, например, картин определенного художника, значительно сложнее, чем поведение цен большинства финансовых активов. Нужно понимать и то, что стоимость предметов искусства довольно эфемерна и подкреплена не столько содержанием, сколько определенной модой, объяснить которую зачастую невозможно. Стабильно на этом рынке ведут себя только цены на известные произведения искусства, но, разумеется, их предложение серьезно ограничено.

Рынок искусства – очень сложный для прогнозирования, он точно не подойдет для краткосрочных и даже среднесрочных вложений, там относительно низкая ликвидность, уверен и Денис Барабанов. Поэтому если говорить о массовом сегменте, то инвесторы, конечно же, предпочитают вложения в золото и облигации. Наиболее интересным активом для обычных инвесторов эксперт считает золото – за 2011 год его стоимость в долларах выросла на 10,2%. И хотя риски инвестирования высоки (так как на этом рынке очевидно надулся спекулятивный пузырь), любые геополитические риски, в особенности возможная война США и Ирана, приведут к всплеску интереса к металлу. К тому же в нынешнем году вполне вероятно восстановление на фондовом рынке во второй половине года, поэтому привлекательность вложения в акции может существенно возрасти.

Директор по управлению активами УК БКС Андрей Иванов добавляет, что предметы искусства – это рынок с очень низкой ликвидностью, динамика которого во многом определяется притоком новых денег и модой. В период острого кризиса предметы современного искусства сильно теряют в цене. Кроме того, все же не стоит напрямую сравнивать вложения в искусство и рынок акций. Оценка дохода от вложений в предметы искусства очень приблизительна, так как возникает только в момент реальной продажи, кроме того, следует учитывать высокую стоимость владения этими предметами (страховка и т.д.), в то время как владение акциями приносит несколько процентов дивидендного дохода в год.

Стоит также понимать, что в нашей стране, отмечает аналитик «Инвесткафе» Никита Игнатенко, инвестировать в произведения искусства при помощи индексов невозможно: инфраструктуры, позволяющей инвестировать в предметы искусства, просто нет, возможна только физическая покупка картины, а также существует единственный закрытый ПИФ художественных ценностей. И все же инфраструктура, позволяющая инвестировать в предметы искусства, постоянно развивается, привлекая все больше новых инвесторов, так что, возможно, уже в ближайшие годы он станет доступнее и российским инвесторам.

По материалам: expert.ru