случайная работа
Сновидящий.
Мерабян Мария
Сновидящий.
бумага, черная ручка
3200*3600

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

В Киеве запретили выставку «Украинское тело»

2012.02.13 Источник: kommersant.ua

В Киеве запретили выставку «Украинское тело»В Центре визуальной культуры Национального университета "Киево-Могилянская академия" (НаУКМА) со скандалом закрыли коллективную выставку молодых художников "Украинское тело", посвященную исследованию телесности в украинском обществе. В причинах того, что могло вызвать такую гневную реакцию администрации НаУКМА.

На прошлой неделе группа молодых украинских художников развернула в Центре визуальной культуры НаУКМА экспозицию "Украинское тело", в которой, по замыслу организаторов, исследовался "украинский социум как материальная, культурная, информационная, идеологическая, эстетическая среда существования тела, осмысливался опыт проживания в нем". Однако через три дня по распоряжению руководства университета доступ на выставку был закрыт для посетителей. Президент НаУКМА Сергей Квит, как утверждается в обращении кураторов экспозиции к общественности, мотивировал свое решение лаконичной фразой: "Эта выставка — дерьмо". Участники проекта расценивают случившееся как недопустимый акт цензуры и намерены добиваться возобновления работы экспозиции, так как убеждены в том, что "следствием подобных действий из пространства публичной дискуссии целенаправленно вытесняется целый спектр важной социальной и политической проблематики, делая невозможным ее критическое рассмотрение".

Между тем именно на диалог со зрителями, по-видимому, рассчитывали 18 художников, представивших в Центре визуальной культуры НаУКМА свою живопись, графику, инсталляции и видео. Так, Оксана Брюховецкая смастерила для выставки большую черную книгу под названием "Тело N", состоящую из рисунков, запечатлевших нищих, роющихся в мусорных баках и валяющихся на улице. Изображения сопровождаются репликами благополучных граждан, например: "Только не садись на лавочку, деточка, там бомжи сидели". Равнодушие общества к проблеме бездомных, по мысли автора, при жизни приравнивает их к безымянным трупам в морге, обозначаемым бирками с номерами.

Предельно интимными переживаниями инспирирован объект Александра Володарского "Красная жидкость в зеленой бутылке", представляющий собой бутылку из-под минеральной воды емкостью 0,33 л, наполненную красной жидкостью (предположительно кровью автора). Напомним, в 2009 году художник угодил в тюрьму после того, как вместе с подругой имитировал половой акт под стенами Верховной рады в знак протеста против деятельности Национальной комиссии по вопросам защиты общественной морали (см. "Ъ" от 3 ноября 2009 года). В тексте-комментарии к своей работе автор поясняет: как через зеленое стекло не видно цвета крови, так и "любое наказание является политическим в своей основе, точно так же, как и любое преступление — дитя политики". Кстати, накануне открытия выставки художник написал в своем блоге, что намеревается пустить себе кровь на вернисаже, но, к счастью, этого не произошло.

Впрочем, "Украинское тело" воздействует на зрителя и без символических кровопролитий. Приходится только гадать, что именно больше всего смутило руководство НаУКМА, запершее двери галереи,— фотографии квир-семейства "Своя комната: Саша и Анна", сделанные Евгенией Белорусец; инсталляция Владимира Сая "Кожаная Венера", где в морозильную камеру помещен макет человеческого скелета, обтянутый куриной кожей; серия плакатов Анатолия Белова "Мое порно — мое право!" с обнаженными мужскими телами или работа уличного художника и фотографа Саши Курмаза "Фото 2009-2011" с нагими людьми на фоне городских ландшафтов. А может, запрет спровоцировало видео Николая Ридного при участии Анны Кривенцовой "Рада", где параллельно демонстрируются заседание Верховной рады и вульва, втягивающая в себя печенье.
Так или иначе, ситуация с выставкой "Украинское тело" в очередной раз доказывает: аксиома о том, что провокативность, вызов, социальная критичность являются неотъемлемыми чертами современного искусства, все еще не усвоена нашим обществом. Впрочем, молодые украинские художники одновременно получили возможность убедиться и в том, что граница между жизнью и искусством является весьма зыбкой, и в вопросах социальной гигиены с ними прекрасно могут соревноваться чиновники.