случайная работа
“Хамелеон”, 2005 г.,
Раевская Ольга
“Хамелеон”, 2005 г.,
170*65см
холст, масло,
находиться в частной коллекции.

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

Москва и Дрезден дружат «Святыми семействами»

2009.04.24 Источник: www.kommersant.ru

В Музее имени Пушкина временно показывают шедевр итальянской ренессансной живописи из собрания дрезденской Галереи старых мастеров. Это "Святое семейство", написанное Андреа Мантеньей в последние годы XV века. На вернисаже, приуроченном к визиту в Москву саксонского премьер-министра Станислава Тиллиха.

Теперь в зале итальянского Возрождения висят сразу два привозных сокровища: компанию Мантенье составляет тициановский "Портрет неизвестного" из флорентийского палаццо Питти (см. "Ъ" от 8 апреля). С Тицианом все просто, никаких дополнительных обертонов — приятный случай обмена шедеврами. В случае с Мантеньей обертоны есть: полотно вместе со всем собранием дрезденских "Старых мастеров", взятым в Германии искусствоведами советской армии, провело в том же ГМИИ первое послевоенное десятилетие, о чем директор Ирина Антонова во время вернисажа прямодушно напомнила. Впрочем, эта подробность теперешние взаимоотношения между ГМИИ и Государственными художественными собраниями Дрездена, очевидно, нисколько не усложняет. Скорее наоборот, если вспомнить, что за последние несколько лет это уже второй случай музейной гастроли в формате "выставка одного шедевра": в 2006 году в ГМИИ побывало еще одно знаменитое полотно из саксонской столицы — "Святой Себастьян" Антонелло да Мессины. Да и сам Музей изящных искусств не остается в долгу, и в этом же году в Дрездене покажут "Святое семейство" Бронзино из московского собрания.

Несколько лет назад полотно Мантеньи тщательно отреставрировали, устранив памятную по стольким репродукциям дымчатую желтизну старого лака. Хотя при этом были удалены и следы прежних "реставраций", то есть записей, радикальных открытий эта процедура не принесла, и все же отреставрированное "Святое семейство" неуловимо изменилось. Сдержанный колорит стал чуть острее, прекрасная светотень — отчетливее, и сразу стал казаться более одухотворенным абрис лица Богоматери, и появилась какая-то суровость в несколько неживой позе стоящего на материнском колене младенца.

Младенцы, пожалуй, не сильная сторона Мантеньи: голова маленького Иисуса посажена неестественно, притаившийся в правом нижнем углу маленький Иоанн Креститель как-то совсем не получился. Мантенье, как и многим художникам Кватроченто (вспомним хотя бы написанных Гирландайо дедушку с внуком), конечно, симпатична возможность обыграть контраст между младенчеством и старостью — и вот за Богоматерью с двух сторон встали Иосиф Обручник и Елизавета, мать Иоанна Крестителя (принято именно так идентифицировать этих пожилых людей). Но в этом сопоставлении, кажется, ему больше всего интереснее именно старики, поджавшие беззубые рты — один сурово, другая обреченно. Морщины, игру света на складках увядающей кожи, сухожилия и мышцы на шее Иосифа — все это Мантенья выписывает чуть ли не более старательно и убедительно, чем переливающийся муаровый шелк одежд Марии (а ведь его считали в том числе мастером "обманок", виртуозно изображавшим дорогие ткани и редкие мраморы).

С одной стороны, Мантенья не погрешил против стереотипного образа живописца XV века: был страстно влюблен в античность, коллекционировал произведения древнеримского искусства и, естественно, старался на них равняться в своей живописи. С другой — в "Святом семействе" это подражание античности как раз и проявляется в образах двух стариков, они вдохновлены римскими надгробными рельефами и портретными бюстами. Нам часто кажется, что та древность, которой бредили современники Мантеньи, была совершенно другой, что это была древность исключительно веселая, привольная, с сияющей на солнце мраморной наготой. Но, может быть, заслуга этих людей была в том, что они стали примерять на себя опыт классической античности как нечто сложное, многообразное, трагичное — словом, живое, как живы у Мантеньи двое святых стариков.