случайная работа
Федоскинская лаковая миниатюра, Шкатулка У плетня, 2006г.
Шелухин Михаил
Федоскинская лаковая миниатюра, Шкатулка У плетня, 2006г.
5х7х2,5
Папье маше, лак, бронзовый и аллюминиевый порошки, перламутр, сусальное золото, масло

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

Художник Виктор Сафонкин: «Гильермо дель Торо купил мои картины, а потом позвал оформить фильм»

2012.05.23 Источник: kp.ua

Одна из последних работ - «Даже не думайте обижать детей» сейчас выставлена в Киеве. Сейчас Виктор не любит тусовок и редко покидает Прагу. А ведь когда-то он сделал то, о чем мечтают многие - не побоялся разрушить свою жизнь, чтобы построить новую… Советский инженер Сафонкин решил, что он - художник-сюрреалист. И отправился покорять Европу - в 30 лет, с женой и сыном на руках, без художественного образования и с картинами, на которых далеко не котики или букеты сирени. 

Кажется глупостью. Но десятки тысяч евро, которые сейчас платят за его работы, - согласитесь, сильный аргумент. 

Виктор вообще - удивительная личность. Подтянут и накачан, не курит, во время интервью заказал воду, посмотрел на мой кофе, поколебался и заметил: а вы знаете, что без молока это вредно?.. 

ПЕРВЫЕ КАРТИНЫ МЕНЯЛИ НА МАГНИТОФОН

- Виктор, вы так и остались без художественного образования? Со средним техническим? 

- Да, с очень средним (смеется). Живопись для меня стала больше чем увлечение, только в армии. Я картины писал для себя, но у нас хитрый прапорщик был… Я отдавал ему картины, и, как потом узнал, - одна "ушла" за двухкассетный японский магнитофон. А меня оставляли в покое на спортплощадке или оформлять комнату отдыха. 

- В стиле сюрреализма?! 

- Фантасмагория. Рыбак сидит в лодке и видит мир под ним, рыбу - а рыба видит его. Комната несколько лет существовала, фрагменты штукатурки даже вырезали и крали... 

- А когда живопись стала серьезным занятием? 

- Я работал в котельной… 

- Как Цой? 

- Это была современная газовая котельная, - улыбается Виктор. - Стоял мерный гул, я зависал между сном и явью, рисовал тетрадку за тетрадкой. Были лихие 

90-е, в котельную заходили разные люди. И наркоманы, и такие - цепь золотая, загорелые, только из Майами. Кто стал банкиром, кто бандитом, а я - художником… Года два назад убили кого-то, и в газете не преминули указать, что он лежал в луже крови, а на стенах - мои картины. А когда друзья стали заниматься бизнесом, взяли несколько работ - безумных: всадники на фоне содранной кожи. Отвезли в Питер и как-то мне звонят: "Виктор, ваша работа продалась". Она называлась "Пастух"… Я получал 120 долларов, а за картину заработал 800. 

- Что сделали с деньгами? 

- Хотел порадовать жену и зашел в "Прада" (смеется). А там блузка стоила, как "Жигули"… В общем, что-то другое мы купили. 

- Тогда вы и уволились? 

- Нет, проработал еще два года. Родители говорили: "Витя, у тебя стабильность. Сейчас продается, потом - нет!". Мне как молодому специалисту дали квартиру, родился сын. 

"МОЕ РЕШЕНИЕ ВСЕ БРОСИТЬ - НИКТО НЕ ПОНЯЛ"

- Квартира, зарплата, жена и ребенок. Но вы решили все бросить… 

- Сколько раз я пытался это анализировать! Не получается. В котельной я занимал не свое место. Слова "художник", правда, тоже боялся.

- Вы решили уехать в Прагу. Родные поддержали? 

- Никто меня не понял. Родные растерялись. Но я же мужчина, эгоист (улыбается). Иногда ты не знаешь мотивации своих поступков… А женщина вздохнула и приняла, потому что доверяла мне. И я не мог ее подвести. Раз - я в поезде, два - я в Праге, три - мы никому не нужны… И я понимаю, что жить не на что, на мне - джинсы и рваные ботинки. И бандиты приходили, все было…

Меня друг приютил, и полгода я не выходил из квартиры, писал картины. Как жена выдержала?.. Пацану было 6 лет. Сейчас он музыкант, учится в Австрии на экономическом, в группе играет, знает четыре языка… А потом картины начали продаваться. 

- Я бы уже домой уехала. Что вас держало?

- Для мужчины важно - выбрать свою женщину. Ведь женщина - не ведомая, она - ведущая. Для меня это ясно как белый день. И этот шаг я сделал правильный, интуиция не подвела… Когда я с ней знакомился, была вибрация в воздухе… Мы были знакомы, но разошлись, а после армии встретились - и все сошлось, мы вместе. Все ловите этот момент. Будьте не с теми, кто тусуется. Главное, что внутри нас происходит в это время, обозначенное черточкой на памятнике. 

Картину "Антигуманное вскармливание" рокеры Killing Joke выбрали для обложки своего альбома.

"ЕЩЕ ПОРАБОТАЮ НАД ФИЛЬМОМ УЖАСОВ ИЛИ ТРИЛЛЕРОМ"

- Ваши работы часто используют музыканты. Как это получилось? 

- У меня всегда актеры, режиссеры работы покупали, это сейчас бизнесмены начали (улыбается). Вокалист Killing Joke пришел и сказал: "Я вижу в ваших картинах мою музыку". Взяли картину и поместили ее на обложке диска. Затем еще несколько групп. Мне музыканты часто пишут. В России была идея оформить альбом  Егора Летова, когда он был жив, я передал ему каталог, но не успели... 

- Я читала, вы работали с Гильермо дель Торо (создатель фильмов "Лабиринт Фавна", "Хеллбой")? 

- У меня покупали работы и Гильермо дель Торо, и Терри Гильям (создатель "Воображариум доктора Парнаса", "Двенадцать обезьян". - Авт.). Дель Торо купил двухметровую работу "Георгий Победоносец" и небольшую - "Ловец туч". Я должен был делать вторую часть "Хэллбоя" как арт-директор и написать две работы - ангел убивает демона и демон побеждает ангела. Мы долго спорили: мне христианская мораль не позволяла написать убийство ангела, а они этого не понимали. Финансовый вопрос мы не обсуждали. А затем включились интриги. Денег меньше, но обещали раскрутку... Думаю, все дело в конкуренции в его окружении. В общем, проект не состоялся, но я уверен, что еще поработаю над фильмом ужасов или триллером. 

О ТУСОВКАХ И АСКЕТИЗМЕ 

- У меня сейчас выставки в Праге, Питере и Киеве. Это мой энергетический треугольник. В Праге я редко выхожу из дома. Творчество не ждет, пока вы выспитесь! Это трудоголизм? Но ведь я занимаюсь любимым делом, а мне за это еще и деньги платят! 

- У вас около 500 работ, неимоверная цифра. Вы каждый день пишете? 

- Да. Я встаю в 7 утра, в 12 ночи ложусь. А между этим работаю. Три раза в неделю хожу в спортзал, для здоровья. 

- Выходить в свет, общаться - не любите? Вы ведь успешный человек. 

- Мы все боимся смотреть глубоко, ведь начинаешь, что ты несовершенен, мысли у тебя примитивные, желания - еще примитивнее. Поэтому люди собираются в эти "тусовки". Выходят оттуда обезличенными и опустошенными. Все чистое, хорошее в тебе растянули по кусочку. Польза или удовольствие? Нужно делать выбор. Польза - это когда ты созидаешь: встаешь утром, чтобы работать. Идешь на тренировку. Соблюдаешь пост. Хочется видеть это в других - прийти к милиционеру, у которого круги под глазами не от пьянки, а оттого, что он ловил преступников. Что я скажу сыну - "живи так и так", а сам буду на диване или в пьянках-гулянках? Для меня важно сдерживать себя, ограничивать, хотя иногда думаю - да что я, монах, что ли?! Но мне это помогает писать картины. Хотя это с зрелостью приходит. Я в 44 года уже достаточно прожил и видел. 

- Так вы эмоции сдерживаете! Не боитесь, что пружина разожмется? 

- Нет. Вы видите мои работы? Все там, пружина выпрямляется. 

ИДИ И СМОТРИ

Выставка "Невидимые миры" продлится до 10 июня в Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (Киев, ул. Терещенковская, 15-17).