случайная работа
"Идущий по воде" 2005г
Завгородний Сергей
"Идущий по воде" 2005г
600*400
бумага, авторская техника.

Мы в Facebook


К списку Направлений...

Флюксус

Флюксус - направление постмодернизма. Джордж Маккинас явно не прогадал, выбрав для нового арт-течения, суть которого - игра и шутка, забавное и непростое название "флюксус". Трудно представить себе более подходящее (и ни к чему не обязывающее) имя для одного из самых безнадежно ироничных, абсурдных и одновременно осмысленных направлений в искусстве второй половины века. Flux (англ.) - течение, поток, постоянная смена, постоянное движение. Этот термин гениально определяет отношение художников этой школы к искусству, к его субъектам, объектам и личным творениям, одним из которых являлась их собственная жизнь.

Обычно флюксус определяют как арт-движение, появившееся в 50-е, оформившееся в начале 60-х и пришедшее в упадок к 1969 году. Отрицающие же друг друга попытки анализа дальнейшей жизни флюксуса (флюксус в 70-е, северный, восточный флюксус и т. д.) основаны более на личных пристрастиях, акциях и амбициях предпринимавших их художников и искусствоведов, чем на реальных фактах. Хотя и в совместном употреблении понятий "флюксус" и "реальный факт" есть немалая доля непристойности. Официальной датой рождения флюксуса считается 1961 год, а основателем - Джордж Маккинас (ум. 1978). Именно в 1961 году он разослал билеты на выставку в галерею AG, написав на них, что деньги, вырученные от продажи ($3 за штуку) пойдут на издание журнала "Флюксус". Однако было бы ошибкой полагать, что именно Маккинас явился создателем концепции школы. Художники, впоследствии объединившиеся под изобретенным им именем, работали в Германии, Японии, Великобритании и США с середины 50-х, и ярко индивидуальный характер их работ не подвергся значительным изменениям после обретения формального обозначения и теоретической базы.

Флюксус-мэтром скорее можно считать Джона Кейджа, чьи семинары в Новой школе исследований в Нью-Йорке и в Институте новой музыки и музыкального воспитания в Дармштадте посещали многие будущие художники флюксуса, как-то: Дик Хиггинс, Джексон Маклоу, Джордж Брехт, Аль Хансон, Алисон Ноуэлз и Нам Джун Пайк. Не оказывая прямого давления, Кейдж помогал осознать и обосновать личные приемы каждого, утверждая новые композиционные принципы: включение зрителя, слушателя и тишины. Маккинас, живя и работая в Нью-Йорке, смог идейно объединить ряд европейских и американских деятелей искусства, и, считаясь основателем флюксуса, по сути явился новичком в кругу людей, давно делавших до некоторых пор безымянный флюксус. Показательна и проста история приобщения к Флюксусу Вольфа Фостелла, известного немецкого художника: организовавший свой первый хэппенинг и персональную выставку еще в 1958 году, Фостелл знакомится с Нам Джун Пайком, который знакомит его с Маккинасом, который в свою очередь знакомит его с идеей флюксуса.

Первый сезон флюксуса открылся в 1962 году серией организованных Маккинасом фестивалей и концертов, которые давала в Европе под новым именем "Флюксус" группа экспериментальных артистов. Подобные представления проходили с 1962 по 1969 год, неустанно будоража публику неординарными способами игры на музыкальных инструментах с использованием (в обычном представлении) непригодных для этого предметов, шокирующих нормальное (здесь в ругательном смысле) сознание. Маккинас, выступая в качестве импресарио, фактически являясь идеологом флюксуса, играл также и роль издателя.

Таким образом, флюксус - это интернациональное объединение художников, архитекторов, дизайнеров, композиторов, поэтов, критиков, танцоров, режиссеров, математиков и политиков, часто описываемое как наиболее радикальное и экспериментальное послевоенное течение. Объединяющим фактором здесь явилось стремление разрушить границы искусства. Флюксус был способом видения жизни и общества, способом социального поведения и жизненной активности. Теоретики флюксуса утверждали, что искусство не существует вне игры. Серьезность побивали камнями. Новая школа претендовала на роль катализатора в реакции слияния искусства и жизни, их взаимопроникновения. Флюксус занялся дотоле неисследованными зонами между существующими традиционными формами искусства и media. Он разрушал грани между искусством, философией, дизайном и банальностью. Его артисты были влюблены в Эксперимент.

Именно флюксусу современное искусство обязано появлением таких форм художественной практики, как хэппенинг, перфоманс, акция, инвайронмент. Именно это течение положило начало использованию в искусстве различных технологий, в том числе видео и телевизионных. Целью Ф-проектов изначально было представление бытовых, каждодневных поступков и обыденных объектов в артистической и эстетической среде с целью изменить и расширить их восприятие. Его акции были различны - от салатов на сцене и разрушения фортепиано во время исполнения до предложения аудитории покинуть театр. В конце концов, во флюксусе главными оказались две черты - простота и причудливое, вредное, эксцентричное чувство юмора. Тогда его презирал арт-рынок. Теперь он - праматерь, идол, архетип.

К 70-м годам флюксус стал приходить в упадок. Его потеснили уже появившиеся к этому времени новейшие арт-школы и оригинальные художественные концепции. Одним из виновников возникших проблем флюксуса многие считают Маккинаса. Тем не менее значение художественной практики флюксуса трудно переоценить. Как писал Бен Вотье, поныне один из самых известных и деятельных артистов современного искусства, одна его четверть нежится в ностальгической ванной Матисса и Пикассо, одна треть - в ванной Дюшана, а оставшаяся часть - в ванной флюксуса.