случайная работа
Арлекин, 2003г.
Кивокурцев Виктор
Арлекин, 2003г.
глина, глазурь
650

Мы в Facebook


К списку Направлений...

Кубизм

Кубизм (франц. cubisme, от cube — куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства.

Слово «кубисты» было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин «К.» вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и искусства примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину «Авиньонские девушки» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которой фигуры справа, деформированные, огрубленные, изображены без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец Х. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке «Сексьон д'ор» («Золотое сечение»), входили эпигоны и популяризаторы К. — А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К., — Ф. Леже, «орфисты» Р. Делоне и Ф. Купка, будущие «дадаисты» Ф. Пикабия и М. Дюшан.

В целом К., родившийся в условиях общего глубокого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, буржуазно-индивидуалистических течений, К. выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, «сезанновский» период кубизма (1907—1909); мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причём цвет, выделяя отдельные грани, и подчёркивает, и дробит объём (П. Пикассо — «Фермерша», 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак — «Эстак», 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, «аналитической» стадии кубизма (1910—12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Пикассо — портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак — «В честь И. С. Баха», 1912, частное собрание, Париж). В последней, «синтетической» стадии (1912— 1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо — «Харчевня», 1913—14, Эрмитаж; Ж. Брак — «Женщина с гитарой», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства «компенсируется» построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется кубистическая скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности («контррельефы» А. П. Архипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризованные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица). Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итальянских футуристов (Дж. Северини, К. Карра), русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников «Баухауза» (Л. Фейнингер, О. Шлеммер) и др. Во многих случаях К. оказался ступенью, ведущей к абстрактному искусству, непосредственно связан с К. пуризм 1920-х гг. Через увлечение К., преодолев его влияние, прошли и некоторые крупные реалисты 20 в. — Д. Ривера, О. Гутфрёйнд, Р. Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать «кубистическую поэзию», передать динамическое ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов.

Уже в годы возникновения К. появились его теоретические «обоснования» субъективно-идеалистического порядка (А. Глез, Ж. Метсенже, в ряде положений — Г. Аполлинер), послужившие основой для многочисленных реакционных концепций, оправдывающих упадочные явления буржуазного искусства. Многочисленны и произвольные попытки связать К. с новейшими научно-техническими открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна современным физическим представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной атмосферы, в которой возникал К., но не объясняют характера его живописных концепций. К. не чужды образно-эмоциональные задачи (особенно произведения П. Пикассо, поднимающимся до драматической цельности и широты). К. не «освобождается» от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая в искусстве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам искусства, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете — холсте, покрытом краской. С другой стороны, и конструктивные устремления К., искания в области пространства и объёма, родственные ряду течений в современной архитектуре и дизайне («Баухауз»; группа «Стиль» в Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы «чистой живописи», изобразительного экспериментирования в станковых формах. Поэтому, несмотря на талант и неутомимость П. Пикассо и Ж. Брака, К. оказался в порочном кругу противоречий и вскоре пришёл к кризису. О К. отрицательно отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский. К. быстро обнаружил свою чуждость социалистической культуре.