| |
Мы в Facebook |
К списку Видов искусства... НумизматикаНумизматика (от лат. numisma, греч. nomisma — монета), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным штемпелям, документам). В понятие Н. традиционно включается и изучение бумажных денег (бонистика), медалей, жетонов, плакеток (см. Медальерное искусство), орденов, значков (фалеристика). Изучение монеты как средства денежного обращения, государственного документа, произведения ремесла и искусства и эпиграфического источника ведётся в тесной связи с исследованиями других исторических источников — письменных и археологических. До возникновения металлической монеты функции денег выполняли различные товары — скот, украшения, металлические орудия, слитки металла. Последние особенно часто выступали в качестве денежного эквивалента, иногда даже в сравнительно развитых обществах, например серебряные слитки (гривны) в Древней Руси 12—13 вв. Выпуск монеты и её использование в качестве платёжного средства возникают лишь тогда, когда экономическое развитие общества, в частности обмена, порождает потребность в денежном обращении, а социальное развитие приводит к выделению власти, которая может осуществлять выпуск монеты. Т. о., самый факт её чеканки и использования в том или ином обществе свидетельствует о достижении им определённой ступени социально-экономического и политического развития. Право выпуска монеты принадлежит обычно государственной власти. Первые монеты появились в Лидии (Малая Азия) и на о. Эгина (Греция) в конце 8 — начале 7 вв. до н. э. У монеты различают лицевую (аверс, Av) и оборотную (реверс, Rv) стороны. Уже с 6 в. до н. э. обе они обычно заняты изображениями, которые в Н. обозначаются термином «тип». Обычно лицевой стороной считают ту, на которой помещены важнейшие изображения, призванные, как правило, возвеличивать государственную власть или официальную религию (например, на древне-греческих, римских республиканских монетах — это изображение божества, на монетах Римской империи и феодальных государств Западной Европы — портрет государя или его герб, на восточных монетах — часто религиозные тексты, на современных — портрет монарха или герб государства). Надписи, или монетные легенды, располагаются как на аверсе, так и на реверсе. Они обычно содержат обозначение страны или органа власти, выпустившего монету, имя и титул монарха, название монетного двора, имя лица, ответственного за выпуск монеты, указание стоимости, дату и т.п. Монеты, как правило, имеют определённую массу (вес), причём в разных странах в различное время применяются различные весовые монетные системы, которые могут совпадать с торговыми мерами массы (веса), но могут и отличаться от них. В тесной связи с весовой системой находятся системы номиналов, т. е. основных монетных единиц, их кратных и их частей. При исследовании древних и средне-вековых монет изучение их веса особенно важно для определения весовых монетных систем, систем номиналов того или иного государства, выявления монетных реформ и др. Первые монеты чеканились в Греции и Малой Азии из серебра и электра, а в Китае отливались из меди. В дальнейшем применялись главным образом серебро, золото, медь, а также различные сплавы — бронза, латунь, билон. В новое время к ним присоединились никель, алюминий и др. Реже применяются железо, свинец и пр. При использовании благородного металла к нему обычно добавляется для прочности некоторое количество меди. Эта примесь называется лигатурой (см. Лигатура в металлургии), а процент благородного металла в монете— пробой (см. Проба благородных металлов). Она устанавливается государственной властью. Однако иногда практиковалась самой властью т. н. порча монеты, т. е. выпуск монеты пониженной пробы и уменьшенного веса, но прежней номинальной стоимости. Эта операция была одним из наиболее распространённых способов получения дохода государством, особенно в ср. века. Характер монет, надписи на них позволяют судить о форме правления, о смене царствований, династической хронологии, взаимоотношениях вассалов и сюзерена, государственных переворотах и т.д. В изображениях и надписях часто отражены события политической и общественной жизни — войны, завоевания, внутренняя борьба в государстве, государственные или религиозные реформы и т.д. Иногда какому-либо событию посвящается специальный выпуск монет (коммеморативные монеты). Всё это делает монеты ценным источником при изучении политической истории. Монеты — своеобразный источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества. Нумизматический материал имеет важное значение при анализе экономической истории общества, поскольку по нему можно проследить усиление или ослабление монетной эмиссии, изменение весовой системы, введение в обращение иных металлов и т.д. Являясь изделиями художественного ремесла, монеты представляют собой также источник по изучению истории техники и истории искусства. В некоторых случаях это — шедевры изобразительного искусства. Надписи на монетах важны для изучения палеографии. В археологии монетные находки служат важным датирующим материалом при исследовании различных памятников. Н. исследует монеты во всех указанных аспектах. Она имеет дело не только с отдельными монетами, но и с монетными комплексами, прежде всего с кладами. Они, как правило, состоят из монет, изъятых из обращения, поэтому их изучение важно для выяснения состава денежного обращения в целом (датируются клады по позднейшей монете). Важнейшее средство нумизматического исследования — картографирование находок кладов и отдельных монет (нумизматическая топография), которое позволяет проследить изменение области распространения отдельных монетных серий и установить существовавшую систему торговых путей и связей, выяснить место чеканки отдельных монет и т.д. От Н. как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет. Коллекционеров интересует, как правило, не научная значимость монеты, а её редкость и художественного достоинства. Коллекционирование монет, начавшееся в Италии с 14—15 вв., быстро распространилось по др. странам Европы. В 15—17 вв. возникали сотни частных коллекций, преимущественно античных монет, впоследствии вошедших в состав наиболее крупных собраний королей и императоров. В конце 18 в. оформились важнейшие собрания: минцкабинет в Вене, кабинет медалей в Париже, коллекции Британского музея в Лондоне и Эрмитажа в Петербурге, минцкабинет в Берлине. В научных сочинениях того времени монеты обычно рассматривались как памятники искусства наряду с камеями, скульптурой и т.д. Научная Н. возникла во 2-й половине 18 в., родоначальником её считается венский нумизмат И. Х. Эккель. В советской историографии Н. принято условно делить на античную, византийскую, восточную (монеты стран Азии и Африки, включая средне-вековые монеты Средней Азии, Кавказа, Крыма, Поволжья), западную (средне-вековые монеты и монеты нового и новейшего времени государств Западной Европы, а также монеты США, Канады и государств Латинской Америки) и русскую (включая советскую). Особый раздел Н. составляют современные монеты стран Азии и Африки на западно-европейских языках. Развитие Н. началось с изучения античных монет, главным образом в отношении их изображений и надписей. Лишь во 2-й половине 19 в. возник интерес к метрологии монет, к их роли в экономической и культурной истории. Русские нумизматы-античники (Г. К. Э. Келлер, Б. В. Кене, П. О. Бурачков, А. Л. Бертье-Делагард, А. В. Орешников, А. Н. Зограф) занимались преимущественно исследованием монет государств Северного Причерноморья. Во 2-й половине 19 в. в самостоятельную отрасль науки выделилась византийская Н., большой вклад в изучение которой внесли русские нумизматы (И. И. Толстой). Основателем восточной Н. был русский ориенталист Х. Д. Френ, много сделали в изучении восточных монет П. С. Савельев, В. В. Григорьев, В. Г. Тизенгаузен, А. К. Марков, Р. Р. Фасмер и др. Западноевропейская Н. в России разрабатывалась мало, главным образом изучались находки западно-европейских монет на территории России (Б. В. Кене, в советское время — Н. П. Бауер). Исследование русских монет было начато ещё в конце 18 в. Большое значение имели труды А. Д. Черткова, Э. К. Гуттен-Чапского, И. И. Толстого, А. В. Орешникова, А. А. Ильина. |
Все права зарезервированы © 2003-2024 Web Галерея ARTpaint Разработка: VAG |