случайная работа
Ветка яблони
Господарская Ирина
Ветка яблони
картон, масло
430*430

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

Мечта арт-дилера

2011.11.25 Источник: vedomosti.ru

Мечта арт-дилераИменно старые мастера, чье наследие, казалось бы, изучено досконально, преподносят сюрпризы, которые не снились импрессионистам или модернистам. Только за последние несколько лет были найдены: рисунок Караваджо, два живописных полотна и один мраморный барельеф Микеланджело и пара работ Леонардо да Винчи.

Для подтверждения авторства величественной «Пьеты» Микеланджело к экспертам обратился бывший американский пилот из Буффало. По словам пилота, картина досталась ему по наследству от прадеда, а тому — от сводной сестры, фрейлины немецкой баронессы. Вторая картина — «Распятие» — с 1930 года висела на стене Иезуитского колледжа в Оксфорде и приписывалась другому художнику. Мраморный рельеф, хранящийся в частном собрании в Тоскане, теперь считают автопортретом Микеланджело. Картина Леонардо «Спаситель мира», возможно, написанная по заказу французского короля Людовика XII, долгое время считалась утраченной, и хотя исследования, подтверждающие авторство, еще не завершены, сейчас она выставлена на большой выставке художника в Лондонской национальной галерее.

Счастливчик Моулд

Антиквара Филиппа Моулда британская пресса окрестила «сыщиком из аукционного зала». Моулд уже более двадцати лет торгует живописью старых мастеров в собственной галерее в центре Лондона. Наметанный глаз и хорошее чутье часто помогают ему обнаружить никем не узнанные шедевры. Так, однажды он купил на интернет-аукционе eBay работу английского живописца Томаса Гейнсборо всего за 120 фунтов, а за последние полтора года обнаружил три полотна Антониса Ван Дейка — два на торгах и одно в фондах Музея Боуса в графстве Дарем. Минувшим летом он показывал их в своей галерее на выставке «Обретенный Ван Дейк».

Самая эффектная история связана с картиной «Портрет девочки с веером». В прошлом году Моулд заметил ее в каталоге Christie's, где она выставлялась как работа неизвестного художника фламандской школы с оценкой от 13 до 17,5 тыс. фунтов. Работа происходила из коллекции Ротшильдов, изъятой нацистами и возвращенной по реституции. В ходе торгов цена поднялась почти до миллиона: у Моулда был серьезный соперник, также убежденный в неправильной атрибуции полотна. Но победил Моулд, а последующая реставрация раскрыла великолепную по качеству живопись. Кроме того, в архивах Моулд нашел фотографию 1940-х годов, сделанную нацистами, — в комментариях к ней этот портрет фигурирует как работа Ван Дейка. Интересно, что в 1835 году картина выставлялась на торги как подлинный Ван Дейк и ушла за 169 гиней. Теперь же, когда автор­ство заново подтверждено, портрет оценивается в 3,5 млн фунтов.

Веласкес, Хальс, Брейгель

Похожая история связана с «Мужским портретом» Диего Веласкеса, который заявлен топ-лотом декабрьского аукциона Bonhams. Нынешние владельцы полтора года назад принесли в отделение Bonhams в Оксфорде собрание работ малоизвестного английского живописца XIX века Мэттью Шепперсона. Одна из картин коллекции выделялась качеством живописи и к тому же явно была более старой. Сначала авторство Веласкеса казалось очень смелым предположением, но в процессе исследований его подтвердили эксперты из разных музеев мира и технологическое заключение. Предполагается, что на портрете изображен Хуан Матеос, егерь короля Испании Филиппа IV. И если цена на Шепперсона на торгах в Оксфорде доходила до 400 фунтов, то за Веласкеса аукционный дом рассчитывает получить 2-3 млн фунтов.

Подобным образом «нашелся» и «Мужской портрет» Франца Хальса в коллекции Элизабет Тейлор. Работа приписывалась неизвестному ученику или последователю Хальса, но в процессе подготовки каталога выяснилось, что раньше картину атрибутировали по фотографии, с чем и была связана ошибка. На вилле Тейлор «Бель-Эйр» портрет висел на почетном месте над камином в гостиной, а в 1956 году украшал ее больничную палату. В конце января картина (вместе с другими работами, принадлежавшими Тейлор) будет выставлена на торги Christie's с эстимейтом 700 тыс. — 1 млн долларов.

Такие истории не редкость — все более совершенные методы исследования позволяют внимательно изучить состав красок и прочие детали. Так, в декабре на торги Christie's будет выставлена работа «Битва Масленицы и Поста» Питера Брейгеля Младшего (эстимейт 3,5-4,5 млн фунтов). Один из самых известных сюжетов Брейгеля Старшего, повторенных его сыном, еще двадцать лет назад продавался на аукционе того же Christie's с пометкой attributed to — «приписывается», но сейчас авторство художника не вызывает сомнений. Более того, на сегодняшний день среди пяти известных вариантов этого сюжета, выполненных Питером Брейгелем Младшим, только три считаются написанными его рукой — картина в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, работа из частного собрания, проходившая через Christie's год назад, и данное полотно.

Соперник Рембрандта

С атрибуцией иногда бывает и наоборот. В декабре на торги Christie's выставляется картина Говерта Флинка «Старик в окне» (эстимейт 700 тыс. — 1 млн фунтов). Работа, написанная в середине XVII века, сто лет спустя значилась в собственности Иоганна Эрнста Гоцковски — дипломата, промышленника, основателя Берлинской фарфоровой мануфактуры, советника Фридриха Великого и арт-дилера. Однако автором ее тогда считался Рембрандт. Флинк был учеником и главным соперником великого голландца, что подтверждает виртуозная живопись полотна. В том, как падает свет на морщинистое лицо и руку, как переливается бархат берета, а также в передаче душевного состояния модели действительно можно найти много общего с известными «стариками» Рембрандта.

С такой привлекательной атрибуцией Гоцковски в 1764 году и продал картину вместе с еще 316 работами Екатерине II, активно пополнявшей собрание. Полотно висело в Зимнем дворце (на обороте у него есть инвентарный номер) и передавалось по наследству. Однако в свидетельствах середины XIX века оно уже обозначено как работа Флинка. В дальнейшем картину то ли продали в 1854 году на аукционе в Петербурге, то ли в 1862 году передали среди двухсот картин из Эрмитажа в галерею Румянцевского музея, как раз открытого в Москве в Доме Пашкова. Затем, предположительно, она принадлежала некоему Виллему Мертенсу, который вывез ее из революционного Петербурга в Лейпциг.

Впрочем, этот сюжет скорее исключение, чем правило. Историю большинства полотен старых мастеров можно проследить досконально — для «первых имен» с аристократическим провенансом часто точно известна даже конкретная стена замка, на которой десятилетиями, а то и веками висела работа. У других же можно проследить аукционную историю за пару столетий. Например, на торги Sotheby's в декабре выставлена картина Яна Стена «Игроки в карты», яркий образец жанровой живописи малых голландцев. В марте 1824 года на аукционе Phillips в Лондоне она стоила 85 фунтов, уже через шесть лет новый владелец перепродал ее за 200. В июне 1864 года она продавалась на Christie's за 294 фунта, в апреле 1870 года там же за 525 и, наконец, нынешняя оценка составляет 4,5-6 млн фунтов.

7 декабря, Лондон, Sotheby’s;

6 декабря, Лондон, и 25 января, Нью-Йорк, Christie’s;

7 декабря, Лондон, Bonhams

По материалам: vedomosti.ru