случайная работа
Воин, 2006г.
Мерабян Мария
Воин, 2006г.
бумага, черная ручка
2600*3200

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

Искусство можно запить

2011.12.09 Источник: kommersant.ru

Тосканская винодельня Castello di AmaЗнаменитую триаду буйных 1960-х "секс, наркотики и рок-н-ролл" мы поменяли на "любовь, еду и алкоголь" — сочетание, более соответствующее времени, более умеренное и гедонистское.

В нашей истории есть все эти элементы. Традиционная, но от этого не менее волнующая история любви дочери хозяев замка и, назовем его так для начала, управляющего. Еда, много еды, много прекрасной еды — просто потому, что это Тоскана. И алкоголь, а вернее, вино — вино кьянти классико и немного супертосканского.

Там, конечно, есть еще множество всякого: умопомрачительные в смысле красоты пейзажи, например, и современное искусство, с удивительной деликатностью в эти пейзажи вписанное. И искусство не современное: в Тоскане практически каждый камень — предмет такого искусства. Что уж говорить о замке, ну хорошо, пусть будет просто дом XVII века, где размещается хозяйство Ама,— в деревушке неподалеку от Сан-Джиминьяно (а если совсем честно — то и от Флоренции недалеко).

Началась эта история в 1982, когда в деревенское хозяйство с виноградниками, купленное за 10 лет до того знатными римлянами, приехал молодой винодел Марко Палланти. А продолжилась 6 лет спустя, когда туда приехала дочь хозяев Лоренца — светская столичная девушка, без особых склонностей к сельскому хозяйству.

Результатом этой встречи — если говорить только о том, чем может воспользоваться общественность,— стали замечательные вина Castello di Ama, включая их знаменитое супертосканское L'Apparita, и невероятно гармонический музей современного искусства (притом что такое искусство вообще-то гармоничностью не отличается).

Первым художником, которого пригласили хозяева Ама, пожелавшие для своей винодельни чего-то особенного, был Микеланджело Пистолетто, один из основателей arte povera. Его "Дерево Ама" — огромный треснувший ствол дерева с вставленными в расщелину сияющими зеркалами — установлено напротив двери, ведущей в винный погреб. То, что художника именно пригласили,— важно. Концепция владельцев Ама состоит не в том, чтобы скучно закупать произведения искусства, а в том, чтобы знаменитые художники специально для этого места создавали нечто с ним рифмующееся, соответствующее его духу.

Из 13 художников, чьи работы на сегодняшний день украшают винодельню, не приезжала сюда только 97-летняя феминистка Луиз Буржуа (она умерла в 2010 — через год после того, как в подвале установили фаллообразную мраморную фигурку девочки-цветка ее работы). Все остальные — от французского концептуалиста Давида Бурена и британско-индийской мегазвезды Аниша Капура до Ильи Кабакова — сначала являлись в Ама, чтобы увидеть этот идеально, даже идеалистически прекрасный пейзаж и решиться вставить в него то, что называется "произведением современного искусства". Хозяева, заметим, не то чтобы почтительно безмолвствуют в сторонке — несколько проектов Лоренца и Марко отклонили, правда, имена отвергнутых знаменитостей не разглашаются.

Инсталляция Ильи Кабакова — последняя в коллекции Ама. Она называется "Наблюдатель" и прекрасна в самом прямом значении этого слова, что вообще-то не свойственно всем творениям этого автора. Работает произведение только в темное время суток и представляет собой крошечное строение вроде русского деревенского сортира, расположенного, как и полагается деревенскому сортиру, в саду за домом. Внутри этой хатки находится телескоп, намертво закрепленный в одной позиции: он направлен на окно сарая, затерянного где-то в виноградниках. За окном видна мягко освещенная комната, посреди нее — стол, а за столом — люди и ангелы. Как будто персонажи Боттичелли и Уччелло сошли с картин, чтобы мирно поговорить в отсутствие наблюдателей. А тот, кто смотрит на них в телескоп сквозь пространство и, может быть, сквозь время, чувствует себя удостоенным чего-то необычного, главного. Просто удостоенным.

Уже ради этого стоит сюда приехать. Не говоря уж о вине. О нем вообще говорить не стоит. Лучше пить.

Подробнее: www.kommersant.ru