случайная работа
Грааль 2007
Щербина Алёна
Грааль 2007
Масло
400х600

Мы в Facebook

Новости

« предыдущая новостьк списку новостейследующая »

В Киеве открылась персональная выставка одессита Игоря Гусева «Симулятор снежности»

2012.02.15 Источник: kommersant.ua

Работы Игоря Гусева буквально завораживают ценителей живописиВ Центре современного искусства "М-17" представил свои новые работы одессит Игорь Гусев. Осмотрев выставку, ЕКАТЕРИНА СТУКАЛОВА лишний раз подтвердила для себя старое наблюдение: для того, чтобы оставаться актуальным художником, совсем необязательно жить в столице.

Игорь Гусев — один из немногих одесских художников, который предпочел не присоединяться к обширной "одесской диаспоре" в Киеве, Москве или Нью-Йорке, а продолжает, как принято писать в официальных биографиях, "жить и работать" в родном городе. Тем не менее в столице его всегда с распростертыми объятиями встречают и кураторы, и галеристы, и коллекционеры, и зрители.

Если в Одессе Игорь Гусев — корифей и столп местного акционизма, лидер резонансного движения "арт-рейдерство" и самобытный поэт, то киевляне привыкли видеть в нем прежде всего живописца, без ярких и остроумных работ которого не обходится ни один крупный групповой проект и ни одна ярмарка современного искусства. И в самом деле, как живописец Гусев очень органично вписывается в круг киевских художников, вышедших из лона трансавангардного искусства — Цаголова, Савадова, Мамсикова, Соломко.

В проекте "Симулятор снежности" Гусев не обманул ожиданий киевских поклонников своего живописного таланта: добрую половину выставки составили полотна из новой серии, всесторонне раскрывающей тему зимы, снега и мороза. Сюжеты этих картин, как это обычно бывает у Гусева, ироничные, порой — остро политичные, иногда — апокалипсические. Полярный медведь развалился в снегу рядом с менорой ("Мойша на Севере"). Новогодняя елка сияет всеми красками на вершине айсберга ("Уикенд президента"). Два медведя, крупный и поменьше, бредут вдоль Спасской башни по укрытой толстенным слоем снега Красной площади ("Тандем"). Королевские пингвины застыли над крещенской купелью ("Ортодоксы"). Как живописец Гусев берет новую высоту в дисциплине, рекордсменами которой некогда считались русские, а потом и советские мастера кисти — Левитан, Грабарь и Юон, умевшие написать зимний пейзаж и передать ощущение ослепительно белого снега, ни разу не положив на полотно чистые белила. Так же и Гусев изображает "затвердевший оксид водорода" при помощи множества желтых, розовых, голубых, серых оттенков.

Второй полноценной частью выставки стала серия "Двенадцать минут внимания, украденных у человечества" — графические композиции на больших металлических листах, в которых художник отдает должное своим одесским корням. В стилистике серии легко угадываются влияния и традиции знаменитой Инспекции "Медицинская Герменевтика" (созданной в 1987 году в Одессе группы в составе одесситов Ануфриева и Лейдермана и москвича Пепперштейна), но монументальность и солидность исполнения убеждают, что это не просто концептуальные экзерсисы, а добротный коммерческий продукт, вышедший из той же мастерской, что и успешно продающаяся на аукционах Sotheby`s и Phillips de Pury гусевская живопись.

Третья составляющая экспозиции в "М-17" — несколько инсталляций и объектов, самым выразительным из которых является белоснежная (в стиле общей концепции выставки), постоянно работающая бетономешалка, в чреве которой перемешиваются какие-то скомканные бумажки, а внешняя сторона агрегата оклеена зеркальными квадратиками подобно дискотечному шару. Объект носит название "Я работаю, даже когда отдыхаю" и прочитывается как меткая метафора труда художника, который создает новое и прекрасное из вороха обыденных впечатлений, обречен на никогда не прекращающийся процесс переработки увиденного в образы, в то время как обывателям его существование кажется сплошным праздником и узаконенным тунеядством.

В 1998 году другой известный уроженец Украины — художник Олег Кулик — уже использовал образ "дискобола", когда в течение часа простоял на вращающейся платформе в центре киевского клуба, обклеив свое обнаженное тело зеркальными квадратиками. Не разделяя культа телесного страдания с коллегой по цеху, Игорь Гусев в куда более легкой и непритязательной форме повествует о том труде, который требуется от художника для того, чтобы расцветить нашу скучную повседневность мимолетными художественными впечатлениями.