случайная работа
Село в горах
Черниенко Вероника
Село в горах
холст, масло
700*500

Мы в Facebook


К списку Направлений...

Дадаизм

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922.

Возникло в 1916 в Цюрихе (несколько раньше выступления будущих дадаистов были в США) в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику — как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и крайне нигилистический, демонстративно циничный антиэстетизм дадаистов, их своего рода художественное хулиганство.

Методы дадаистов (художники французы М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, немцы М. Эрнст и К. Швиттерс, французский поэт, румын по происхождению Т. Тцара, немецкий поэт Р. Гюльзенбек, румынский писатель М. Янко и др.) сводились к разного рода скандальным выходкам — заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, бессмысленным сочетаниям слов и звуков, комбинациям случайных предметов или наклейкам на холст (коллаж) и т. д. Дадаисты выпускали в Цюрихе журнал «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916—17). После войны группа разделилась. В 1919 Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н. абсолютных дадаистов (А. Бретон, ранние Л. Арагон и П. Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах «Да да» и журналы «Литератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др.; группа ратовала за «абсолютное», лишённое социальной функции, искусство. В Германии группы дадаистов сложились в Берлине (1917—20), Кельне (1918—20) и Ганновере (1919). Особняком стояла берлинская группа «политических дадаистов», чьи выходки приобретали подчас характер анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя. В 20-х гг. во Франции Д. слился с сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов Д.), а в Германии — с экспрессионизмом.

Некоторые из «политических дадаистов» впоследствии порвали с безыдейностью Д. и, перейдя на позиции революционного пролетарского искусства, применили в новых целях приёмы уличного рисунка в сатирической графике (Ж. Грос) и монтажа в политическом плакате (Дж. Хартфилд). Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов в середине 20 в. стали одним из источников «поп-арта».