случайная работа
Единство Жизни 1993г.
Калинин Владимир
Единство Жизни 1993г.
холст, масло
700*1000

Мы в Facebook


К списку техник...

Памятник

1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного П. независимо от его типа.

Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — мегалиты и курганы, а также обелиски, пирамиды, и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 73), стелы, арки триумфальные, триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

Итальянские мастера кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. маньеризма, усиливаются в эпоху барокко и классицизма, когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе).

В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт, И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений, как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).




Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114. Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909.
Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме. Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938.
Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941. Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857.
Э. А. Бурдель. Памятник А. Мицкевичу в Париже. Бронза. 1909—29. Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент.