случайная работа
Название отсутствует
Чижевский Евгений
Название отсутствует
неизвестно
неизвестно

Мы в Facebook


К списку техник...

Пастель

Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta — тесто): 1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными и отформованными из стёртых в тонкий порошок разноцветных пигментов с небольшим добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса, талька и т.д. 2) Произведение, выполненное в этой технике.

Пастельными карандашами рисуют на шероховатой (чаще цветной) бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Широкое использование штриха в П. сближает её с графикой. Светоносные чистые краски П. сохраняют свою первоначальную свежесть и силу, а их слой — нежную, бархатистую матовую поверхность. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый при помощи пульверизатора).

Происхождение П. гипотетически относят ко 2-й половине 15 в., когда пробуждается интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.). Термин «pastello» впервые появляется в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо (конец 16 в.). Мастера П. 16—17 вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии, Х. Голциус в Голландии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) практически не переступают традиций чистого рисунка. С конца 17 в. в П. усиливаются живописные тенденции. Во Франции Ж. Вивьен исполняет в технике П. настоящие станковые картины.

Расцвет П. происходит в 18 в. Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекают таких мастеров, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Перронно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. П. отвергается классицизмом

именно из-за её изнеженности, приглушенности, отсутствия в ней линеарной напряжённости.

С 1-й трети 19 в. в технике П. работают Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в П. сильную линию, звучность красок и богатство фактуры) во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрлёнис в Литве. В 20 в. к П. обращается П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, Х. ван де Велде в Нидерландах и др. Плодотворно работают советские мастера П.— С. В. Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.