случайная работа
Виноград
Гальчинская Ольга
Виноград

Мы в Facebook


К списку Великих...

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана, — 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280—90). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил строительством собора и городских укреплений.

С именем Д. связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ.

К числу ранних работ Д. относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Д. определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Д.). В начале 1300-х гг. Д. посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304—06 Д. создаёт своё главное произведение — росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценической площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением проторенессансной живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. отражают становление представлений о ценности человеческой личности и земного бытия. В начале 14 в. Д. выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300—02; фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди которых наиболее известна «Мадонна во славе» («Мадонна Оньиссанти»; 1310—20, Галерея Уффици, Флоренция).

Сохраняя традиционную композицию, Д. достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Д. относятся росписи капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320—25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.

Д. приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора, которой при готическом характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмическая соразмерность частей (строительство начато в 1334, продолжено в 1337—43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведениях многих крупнейших мастеров 14—15 вв. (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).




Джотто. «Оплакивание Христа». Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304—06. Джотто. «Поцелуй Иуды». Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304—06.
Джотто. «Мадонна во славе». 1310—20. Галлерея Уффици.Флоренция. Джотто(?). «Св. Франциск, отказывающийся от своего наследства». Фреска в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Около 1300—04.
Джотто. «Аллегория Непостоянства».Фреска капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. 1304—06. Джотто. «Смерть Франциска Ассизкого». Деталь фрески капеллы Барди в церкви Санта-Кроче во Флоренции. 1320—25.
Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя. Джотто «Избиение младенцев.» 1304—06
Джотто «Встреча у Золотых Ворот.» 1304—06 Джотто «Воскрешение Лазаря.» 1304—06
Джотто «Бегство в Египет.» 1304—06 Джотто «Воскресение.» 1304—06