случайная работа
Смородина
Ягодкина Татьяна
Смородина
холст, масло
900*800

Мы в Facebook


К списку Великих...

Пикассо

Пикассо (Picasso; собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,— 8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению.

Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894—95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897—98). С 1904 почти постоянно жил в Париже.

Первые значительные произведения П. относятся уже к началу 1900-х гг. Картины «голубого периода» (1901—04), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и «розового периода» (1905—06), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтической жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной гармонии человека с миром («Старый нищий с мальчиком», 1903; «Девочка на шаре», 1905; обе — в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произведения П. отмечены проникновенностью социально-психологической характеристики человека.

В 1907 П. решительно порывает с реалистической традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз будет обращаться к реалистическим приёмам, классическим мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обостренно, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис буржуазного общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, П. подвергает её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры («Авиньонские девушки», 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы П. Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят П. (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его «активностью» художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлеченных элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения П. кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. («Дама с веером», 1909), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры («Бутылка аперитива», коллаж, 1913,см. илл.) и поисками чистой декоративности («Три музыканта», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве П. возникают неоклассические тенденции (так называемый неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как «Три женщины у источника» (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Мать и дитя» (1922, Художественный музей, Балтимор), иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (офорт, 1931), серия «Мастерская скульптора» (входящая в «Сюиту Воллара», офорт, 1933—34).

Характерными для неоклассицизма П. являются настроения сказочной идиллии, графическое изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с конца 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки — «Рыбак», карандаш, 1918; «Отдыхающие крестьяне», перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20—30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры («Танец», 1925, частное собрание), полемической эстетизацией «безобразного», «отталкивающего», порой низменно-эротического («Женщина на пляже», 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которых П. обнаруживает близость к сюрреализму. Обе линии — гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая — сталкиваются в серии «Минотавромахия» (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.

Со 2-й половины 30-х гг. творчество П. всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий; его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорическую окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах («Плачущая женщина», 1937, собрание Пенроз, Лондон; «Кот и птица», частное собрание, 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция П. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936—39). Его искусству этого периода ещё не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается им в серии «Мечты и ложь генерала Франко» (акватинта, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно «Герника» (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в котором экспрессия манеры П. тех лет достигает своего высшего накала.

В годы 2-й мировой войны 1939—45 П. остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистические воззрения П. проявляются в его работах: рисунок «Голубь мира» (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно «Мир» и «Война» (1952, капелла «Храм Мира» в Валлорисе). Со 2-й половины 40-х гг. творчество П. особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произведения, возвращаясь в них к античным реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (например, «Лас Менинас» Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. П. работает и как скульптор («Человек с ягнёнком», бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (около 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразительных средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творческого метода П.— принцип серийности (цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия», 1953—54, и др.). Новые, иногда загадочные образные метафоры находит П., продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам — цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

Творчество П. оказало и оказывает большое влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного буржуазного искусства. П. прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место — место борца за прогрессивные идеалы.

В 1950 П. был избран во Всемирный Совет Мира. Лауреат Международной премии Мира (1950) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1962).