Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений.
Академизм (французское academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922.
Эклектизм в архитектуре и изобразительных искусствах, соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в период упадка больших художественных направлений.
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е года. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 века.
Караваджизм - система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
Конструктивизм, направление в советском искусстве 1920-х годов. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании, а также в литературе).
Кубизм ( от французского cubisme, от cube — куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти 20 века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости
Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения.
Неоимпрессионизм (от французского neoimpressionnisme), течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 (главные представители Ж. Сера и П. Синьяк) и получившее распространение в Бельгии (Т. ван Рейселберге), Италии (Дж. Сегантини).
Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 — 20 вв., которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения
Оп-арт - (от английского - ор art, сокращение от optical art — оптическое искусство), неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства.
Передвижники, художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение — Товарищество передвижных художественных выставок.
Поп-арт, от aнглийского - pop art, сокращение от popular art - популярное, общедоступное искусство, термин объясняется также значением звукоподражательного английского "pop" - отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть как искусство, производящее шокирующий эффект.
Постимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французкой живописи конца 19 — первых лет 20 веков.
Примитивизм (от примитив) в изобразительном искусстве конца 19 — 20 веков., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам, примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества.
Пуантилизм (от франц. pointiller — писать точками), в живописи — одно из названий системы, принятой неоимпрессионизмом,— письма мелкими мазками правильной формы; то же, что дивизионизм.
Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Романтизм (от франузского romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — первой половины 19 веков.
Салонное искусство, синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин Салонное искусство чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству,
Символизм (от французского symbolisme, от греческого symbolon — знак, символ), европейское литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 веков.
Социалистический реализм, художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека.
Флюксус - направление постмодернизма. Джордж Маккинас явно не прогадал, выбрав для нового арт-течения, суть которого - игра и шутка, забавное и непростое название "флюксус". Трудно представить себе более подходящее (и ни к чему не обязывающее) имя для одного из самых безнадежно ироничных, абсурдных и одновременно осмысленных направлений в искусстве второй половины века.
Фовизм (франц. fauvisme, от fauve – дикий, хищный), авангардистское течение во франц. живописи начала 20 века. ( Авангардизм, Модернизм). Ироническое прозвище «les fauves» («дикие») было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген )
Фото-арт (от фото и англ. art - искусство), вид современного художественного творчества, смежный с фотоискусством, но активнее внедряющийся в реальное пространство.
Футуризм (от латинского futurum — будущее), авангардистские художественные движения 10-х — начала 20-х годов. 20 века. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они сближались некоторыми эстетическими декларациями и отчасти кругом мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, России.
Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) - разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов.
В японской живописи, как и в китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга.