случайная работа
Она. Африка, 2004г.
Хорозова Михайлина
Она. Африка, 2004г.
холст, смешанная техника
500*500

Мы в Facebook


К списку Великих...

Репин Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, — 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области], русский живописец.

Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864—71; в 1873—76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Действительный член петербургской АХ (1893). В годы учёбы Р. сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Р. работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, — над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Русский музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, — оба в Русском музее). В эти годы Р. создал большой групповой портрет «Славянские композиторы» (1871—72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Р. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Р. пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73, Русский музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Р. передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Р. стала новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества — народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством.

В годы пребывания в Италии и Франции Р. ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет «Парижское кафе» (1874—75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Р. написал картину «Садко в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Р. пленэрной живописью («Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «Дорога на Монмартр в Париже», 1876, Третьяковская галерея).

Вернувшись из-за границы, Р. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, — оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Р. изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 — начале 1880-х гг. Р., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой («Проводы новобранца», 1879, Русский музей; «Вечорницi», 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Р. к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной Р. России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Р. удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Р. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произведение Р. стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Р., передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.

С 1882 Р. жил в Петербурге. Конец 1870-х — 1880-е гг. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России. В 1880-х гг. Р. много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Р. создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 1879—85, «Арест пропагандиста», 1880—92, «Не ждали», 1884—88, — все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла — «Не ждали» — изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Р. показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Р. пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В 1870—80-е гг. Р. создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной Р., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни — столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) — все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого мастерства достигает Р. в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном рисунке; графическая манера Р. к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок «Девочка Ада», 1882, Третьяковская галерея, и «Невский проспект», 1887, Русский музей, — оба карандаш). В 1880—1900-е гг. Р. много работает над иллюстрациями.

Р. был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Р. привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья», 1879, Третьяковская галерея). Картина «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Р. была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.

В 1890-е гг. Р., переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Р. отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Р. вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах, Р. уже не создал картин равных произведениям 1870—80-х гг.

Лучшие произведения 1890—1900-х гг. — это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901—03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Р. — одна из вершин русского демократического искусства. В 1894—1907 Р. преподавал в АХ (в 1898—99 — ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др.

После 1917 Р., живший в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Р. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Р. есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Р. (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).