случайная работа
Праздник зимы
Ягодкина Татьяна
Праздник зимы
холст, масло
600*850

Мы в Facebook


К списку Направлений...

Салонное искусство

Салонное искусство, синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин «С. и.» (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже — к др. пластическим искусствам, а также к литературе и музыке) получил распространение со 2-й половины 19 в. и первоначально означал тип искусства, который поддерживался жюри парижского Салона, находил одобрение со стороны властей и признание у буржуазной публики. Позднее, вобрав иные негативные оттенки слова «салон», термин стал нарицательным обозначением всего того в искусстве, что рассчитано на обывательские вкусы и является спекулятивной репликой подлинных художественных ценностей.

Возникнув в эпоху укрепления капитализма в большинстве стран мира, расширения круга «потребителей» искусства, С. и. всегда стремится соответствовать представлениям обывателя о прекрасном, льстя ему идеализацией образов или дразня его искусственной, часто жеманной экзальтацией чувств, привлекая «достоверностью» воспроизведения натуры, либо, напротив, манерно деформируя предметный мир ради модных поветрий, со временем признаваемых обывателем эталоном вкуса. Вместе с тем С. и. стремится и направлять, формировать художественные вкусы широкой публики, навязать массовому зрителю некий общедоступный образец, а вернее суррогат искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей многократного репродуцирования, тиражирования произведений С. и. оно всё более стандартизируется, становясь в итоге составной частью «массовой культуры».

Непременные внешние признаки С. и. — эклектизм творческого метода и формальных приёмов, нарочитые, «интригующие» эффекты, стилистическое непостоянство исполнителей при их обязательной профессиональной мастеровитости — выводят это понятие за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления. Родившись на почве академизма (сочетавшего поздние упадочные тенденции классицизма и романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, С. и. даёт вульгарную и в то же время претендующую на изысканность версию любого из последующих направлений в изобразительном искусстве.