случайная работа
Водопад в лесу. 2006г.
Куринная Анна
Водопад в лесу. 2006г.
холст, масло
500*700

Мы в Facebook


К списку Направлений...

Академизм

Академизм (французское academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.

А. возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А. 2-й половины 17—18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских художественных академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции А. распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах неоклассицизма.

Термин «А.» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об А. некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.